Причащение

Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинственно соединяется со Христом, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: «приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24;  Лук. 22, 19-24;  1 Кор. 11, 23-25). Совершение таинства Причащения стало и остается основой существования Церкви Христовой.

Таинство Причащения совершается в Церкви за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, становятся истинным Телом и Кровью Бога.

Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше глубочайшее соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Поэтому Церковь призывает как можно чаще причащаться Святых Христовых Таинств.

Как часто следует причащаться?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как  каждый человек должен сам оценивать свои возможности и потребность в Причащении, исходя из своего внутреннего состояния и интенсивности духовной жизни. Некоторые причащаются раз в неделю, некоторые раз в месяц, кто-то только во время многодневных постов. Каждый человек должен почувствовать свой внутренний ритм. В то же время важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям либо по большим праздникам.

Подготовка к причащению

Благодаря этому Таинству мы принимаем величайшую святыню – Тело и Кровь Бога. Но нет человека, который бы в полной мере был достоин Святых Христовых Таин, ни по своим качествам, по своему образу жизни мог соответствовать тому, что мы принимаем в Причастии, той святости и божественности, которыми пронизаны хлеб и вино Евхаристии. Поэтому каждый христианин должен подходить к причащению осознавая собственное недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа.

Подготовка ко святому причащению заключается в молитве, посте и исповеди. Исключение составляют дети в возрасте до 7 лет. Они причащаются без подготовки.

Молитвенная подготовка

Желающий достойно причаститься должен усерднее молиться дома и посещать для молитвы храм. Накануне причащения необходимо посетить вечернее богослужение. К домашней молитве, помимо утренних и вечерних молитв традиционно добавляются следующие каноны, находящиеся в молитвослове:

1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
3. Канон Ангелу хранителю.

Также непосредственно накануне Причащения нужно прочитать Последование ко Святому Причащению (находится в православном молитвослове).

Пост

С молитвенной подготовкой соединяется пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием.

Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин – при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. 

Накануне причащиения с 12 часов ночи начинается строгий (евхарический) пост – полное воздержание от питья и еды. Утром, отправляясь в храм на причащение, не разрешается что-либо есть или пить.

На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности – и с вечера в канун причащения.

Общие указания

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, праздных разговоров, уделить больше времени чтению Священного Писания.

Исповедь

Желающий причаститься должен исповедаться Богу в своих грехах. Нужно постараться вспомнить все наши мысли, слова, деяния, которыми мы нарушили заповеди Божии. Об исповеди можно прочитать здесь.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в Литургии. В крайнем случае, можно исповедаться и утром. Однако делать это можно только по уважительной причине. 

Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Дети до 7 лет допускаются до Причастия без исповеди. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком). 

Как правильно подходить к Чаше со Святыми Дарами?

Перед Причастием нужно сделать земной поклон. Лучше сделать это заблаговременно при возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите».

Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.

Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.

Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.

Женщинам перед причащением нужно стереть губную помаду.

Подойдя ко Святой Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое православное имя. Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а затем поцеловать нижний край Чаши как ребро Христово.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши нельзя креститься, чтобы нечаянно не толкнуть ее (крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение).

Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день нельзя.

По окончании службы в храме читаются благодарственные молитвы по святом причащении, которые необходимо выслушать. Если в храме благодарственные молитвы не читались или вы не имели возможности их прослушать, эти молитвы необходимо прочитать дома по молитвослову.

После причастия необходимо стараться пребывать в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа.