Внутреннее убранство Собора

В Свято-Стефановском кафедральном соборе две церкви — верхняя и нижняя — и четыре придела (три в нижней церкви, один, главный — в верхней). 

Верхний храм

Верхний храм — Стефана Великопермского — его стены расписаны в византийском стиле православными художниками из Болгарии. На северной стене собора находится изображение Собора святых, в земле Коми просиявших. Это четыре просветителя: Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона Усть-Вымские чудотворцы и новомученики и исповедники Российские — священнослужители и миряне, причисленные к лику святых после гонений на Православную Церковь в советские времена.

Верхний храм - Стефана Пермского. Фото Д.Линникова (Москва)
Верхний храм. Роспись северной стороны. Собор Коми святых. Фото Д.Линникова (Москва)

Роспись на южной стороне посвящена Собору московских святых.

Верхний храм. Роспись южной стороны. Собор Московских святых. Фото Д.Линникова (Москва)

Пятиярусный иконостас, разделяющий алтарь и основной объект храма, олицетворяет моление о возвращении Рая, обретении Неба.

Верхний храм - Стефана Пермского. Фото Д.Линникова (Москва)

Большое паникадило имеет семь ярусов. По церковной традиции паникадило выступает в роли символа Небесной Церкви, излучающей подобие Духовного свечения, которое встречает душу человека на пути в Царствие Небесное. Многоярусность паникадила указывает на небесный порядок и иерархию.

В приделе также установлена рака с частичкой мощей святителя Стефана Пермского. 

Рака с мощами святителя Стефана Пермского

На колонне справа от входа в храм находится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частичкой мощей. В 2014 году эта икона начала мироточить.

Икона св. Пантелеймона
Икона святого великомученика Пантелеймона

В верхнем приделе оборудованы два клироса — один на балконе, напротив царских врат, а другой — справа у иконостаса. В связи со сложной архитектурой помещенеия собора — его различной высотой и шириной в разных частях: притворе, основной части и алтаре, наличии колонн, не каждое молитвенное слово четко слышится во всех уголках Божьего храма. Поэтому была установлена современная акустическая система, благодаря которой верующие, где бы они ни стояли, хорошо слышат каждое слово священнослужителей.

Нижний храм

Придел праведного Прокопия Устюжского

В нижней части церкви первый придел посвящен святому праведному Прокопию Устюжскому, жившему в XIII веке. Святой Прокопий был юродиевым Христа ради. Однажды он предсказал рождение будущего святителя и просветителя коми-зырян Стефана Пермского.

Иконостас этого придела украшают лики трех святителей, епископов Пермской епархии, ставших продолжателями дел святого Стефана — Герасима, Питириа и Ионы.

Нижний храм. Придел святого праведного Прокопия Великоустюжского. Иконостас. Фото Д.Линникова (Москва)

Второй придел посвящен празднику Рождества Христова.

Нижний храм. Придел Рождества Христова. Фото Д.Линникова (Москва)

 

Придел в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

Третий придел нижнего храма освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». 

Нижний храм. Придел в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Фото Д.Линникова (Москва)
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Иконостас

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Этот образ является древнейшим и наиболее чтимым среди прославленных в России икон этой иконографии.

Иконостасы всех трех приделов объединены, причем в Прокопьевском приделе иконостас двухъярусный, а в двух других — одноярусный (это связано с высотой потолков).

Особый промысл виден в том, что придел Святого Праведного Прокопия Устюжского находится на нижнем этаже точно под приделом в честь Святителя Стефана верхней церкви. Тем самым словно предваряется предсказание св. Прокопия Устюжского о грядущих подвигах Стефана Пермского.

Иконостас придела Божией Матери "Неувядаемый Цвет" и придела Рождества Христова. Фото Д. Линникова (Москва)

Во внутреннем убранстве собора, а также на хорах выкладка полов сделана из полированного гранита.