Внутреннее убранство Собора

В Свято-Стефановском кафедральном соборе две церкви – верхняя и нижняя – и четыре придела (три в нижней церкви, один, главный – в верхней). Это дает возможность служить три литургии, а также вечернюю службу.

Верхний храм

Верхний храм – Стефана Великопермского –  летний, здесь проходят божественные литургии и вечерние службы в теплое время года. Его стены расписаны в византийском стиле православными художниками из Болгарии. На северной стене собора находится изображение Собора святых, в земле Коми просиявших. Это четыре просветителя: Стефан Пермский, Герасим, Питирим и Иона Усть-Вымские чудотворцы и семнадцать новомучеников и исповедников Российских – священнослужителей и мирян, причисленных к лику святых после гонений на Православную Церковь в советские времена.

Верхний храм - Стефана Пермского. Фото Д.Линникова (Москва)
Верхний храм. Роспись северной стороны. Собор Коми святых. Фото Д.Линникова (Москва)

Роспись на южной стороне посвящена Собору московских святых.

Верхний храм. Роспись южной стороны. Собор Московских святых. Фото Д.Линникова (Москва)

Пятиярусный иконостас, разделяющий алтарь и основной объект храма, олицетворяет моление о возвращении Рая, обретении Неба.

Верхний храм - Стефана Пермского. Фото Д.Линникова (Москва)

Большое паникадило имеет семь ярусов и 17 светильников. По церковной традиции паникадило выступает в роли символа Небесной Церкви, излучающей подобие Духовного всечения, которое встречает душу человека на пути в Царствие Небесное. Многоярусность паникадила указывает на небесный порядок и иерархию.

В приделе также установлена рака с мощами святителя Стефана Пермского. Когда верхний храм закрывается, рака переносится в нижний храм, в придел Иконы Божией Матери “Неувядаемый цвет”.

Рака с мощами святителя Стефана Пермского.

На колонне справа от входа в храм находится икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частичкой мощей. В 2014 году эта икона начала мироточить, и с тех пор мироточение не прекращалось.

Икона св. Пантелеймона
Икона св. Пантелеймона

В верхнем приделе оборудованы два клироса – один на балконе, напротив царских врат, а другой – справа у иконостаса. В связи со сложной архитектурой помещенеия собора – его различной высотой и шириной в разных частях: притворе, основной части и алтаре, наличии колонн, не каждое молитвенное слово четко слышится во всех уголках Божьего храма. Поэтому была установлена современная акустическая система, благодаря которой верующие, где бы они ни стояли, хорошо слышат каждое слово священнослужителей.

Нижний храм

Придел праведного Прокопия Устюжского

В нижней части церкви первый придел посвящен святому праведному Прокопию Устюжскому, жившему в XIII веке. Святой Прокопий был первым на Руси юродиевым Христа ради. Однажды он предсказал рождение будущего святителя и просветителя коми-зырян Стефана Пермского.

Нижний храм. Предел святого праведного Прокопия Великоустюжского. Иконостас. На фото икона святого Прокопия слева от аналоя. Фото Д.Линникова (Москва)
Икопия святого Прокопия Устюжского
Икона святого Прокопия Устюжского

В Прокопьевском пределе иконостас двухъярусный. Особый промысл виден в том, что придел Святого Праведного Прокопия Устюжского находится на нижнем этаже точно под приделом в честь Святителя Стефана верхней церкви. Тем самым словно предваряется предсказание св. Прокопия о грядущих подвигах Стефана Пермского.

Нижний храм. Предел святого праведного Прокопия Великоустюжского. Иконостас. Фото Д.Линникова (Москва)

Придел Рождества Христова

Второй придел нижнего храма посвящен празднику Рождества Христова. 

Нижний храм. Предел Рождества Христова. Фото Д.Линникова (Москва)

На стене справа от аналоя находится особая святыня Свято-Стефановского кафедрального собора – Иверская икона Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон и переданная в дар собору.

Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери

 

Придел в честь иконы Божией Матери “Неувядаемый Цвет”

Третий придел нижнего храма освящен в честь иконы Божией Матери “Неувядаемый Цвет”. 

Нижний храм. Предел в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет". Фото Д.Линникова (Москва)
Икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». С небольшими изменениями эта икона повторяет чудотворный образ из Московского Алексиевского девичьего монастыря. Этот образ является древнейшим и наиболее чтимым среди прославленных в России икон этой иконографии.

Иконостасы второго и третьего придела нижнего храма одноярусные. Это связанно с высотой потолков. При обустройстве приделов удачным техническим решением оказалась установка натяжных потолков с отражающей поверхностью, что визуально расширяет пространство в высоту. 

Иконостас придела Божией Матери "Неувядаемый Цвет" и придела Рождества Христова. Фото Д. Линникова (Москва)

Изначально нижние приделы не предусматривались проектом. По замыслу проектировщиков в цокольном этаже планировался только один небольшой придельчик с купелью для совершения таинства крещения и различные подсобные помещения. Однако стараниями владыки Питирима первоначальная планировка была изменена и теперь три нижних придела позволяют служить по три литургии в сутки с Покрова до Вербного Воскресения.

Во внутреннем убранстве собора, а также на хорах выкладка полов сделана из полированного гранита.

Свято-Стефановский кафедральный собор