Венчание

Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании пред священником и Церковью женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак был установлен Богом в раю. Как говорит Сам Бог в Книге Бытия, «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

Первым чудом Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза (Ин. 2, 1-11).

При этом любовь супругов сравнивается о образом отношений Христа и Церкви: «Мужья, – говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя (Ефес. 5, 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23).

Поэтому христианство ни в коем случае не гнушается браком, наоборот, Церковь благословляет союз двух людей, которые обязуются хранить взаимную любовь и уважение, преданность и верность, соединяя ее с нравственной христианской жизнью. Семья, по слову Иоанна Златоуста, есть малая Церковь.

Придавая такое исключительно высокое значение браку, Церковь отрицательно относится к разводу, а также второму или третьему браку, если последние не вызваны особыми обстоятельствами, как, например, нарушением супружеской верности той или другой стороной. Такое отношение основано на учении Христа, Который не признавал ветхозаветных установлений касательно развода (ср. Мф. 19:7-9; Мк. 10:11-12; Лк. 16:18), за одним исключением – развода по «вине любодеяния» (Мф. 5:32). В последнем случае, а также в случае смерти одного из супругов или в других исключительных случаях Церковь благословляет второй и третий брак.

Важно помнить, что Венчание – это великое Таинство, а не просто красивый обряд, поэтому относиться к нему нужно очень серьезно.

Поскольку Венчание обычно связано с пышными торжествами, то оно совершается в строго определенные дни и не совершается во время постов и некоторых церковных праздников.

Таинство Венчания не совершается:

1. По вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне воскресенья).
2. В течение всех четырёх многодневных постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского.
3. В святки (неделю от Рождества Христова до Богоявления).
4. В течение Масленичной Сырной седмицы и Светлую седмицу (неделя после Псхи).
5. Накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников.
6. Накануне и в сам день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 10 и 11 сентября.
7. Накануне и в сам день  Воздвижения Креста Господня – 26 и 27 сентября.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Для совершения Таинства Венчания нужно иметь:

– Икону Спасителя;
– Икону Божией Матери;
– Обручальные кольца;
– Венчальные свечи (продаются в храме);
– Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Свято-Стефановский кафедральный собор