Покаяние (исповедь)

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Греческое слово metanoia ( «покаяние») означает «перемена ума», то есть изменение образа жизни и образа мысли, преображение человека.

В Таинстве Крещения христианину прощаются все грехи, но не всегда после крещения человек может жить святой жизнью, потому что нет человека который пожил бы и не согрешил. Мы вновь подпадаем под власть греха, удаляя себя от Бога. Для очищения от этих грехов и существует Таинство Покаяния. Святые Отцы называли покаяние “вторым Крещением”, подчеркивая его очищающее, обновляющее  действие.

Таинство Покаяния имеет древнее происхождение. Иисус Христос дал святым апостолам власть разрешать (прощать) грехи: “Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Иоан. 20, 22-23). Апостолы же через рукоположение передали эту власть епископам и священникам.

Исповедь приносится Богу, а священник – только “свидетель” раскаяния. Иногда возникает вопрос зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха.

Для прощения грехов от кающегося требуется искреннее сокрушение и раскаяние в грехах и исходящее из этого твердое желание исправить свою жизнь. Покаяние подразумевает под собой, что человек будет абсолютно искренним и не будет по каким-либо причинам утаивать грехи или искать для себя оправданий. Иначе таинство не будет иметь должной силы. Также требуется чтобы человек примирился со всеми ближними и с надежной на милосердие Божией приступил к Покаянию, которое есть примирение с Богом.

Как подготовиться к исповеди

  • Перед исповедью необходимо вспомнить, какие грехи мы совершили со времени последней исповеди или, если эта исповедь первая, – со времени Крещения.
  • Нужно исследовать свои дела, слова и мысли. Проанализировать их с точки зрения заповедей Божиих.
  • Вспомнить за что вас ругают родные и близкие — со стороны часто виднее.
  • По возможности попросить прощения у всех, кого вы обидели словом и делом, невниманием, равнодушием. Примириться со всеми. Если по каким-то причинам примирение невозможно, необходимо примириться хотя бы в своем сердце.
  • Старайтесь не оправдывать себя, не перекладывать вину за свои дурные поступки на других людей.
  • Можно записать грехи на бумаге, чтобы ничего не забыть во время самой исповеди. Что же такое грех? Это то деяние, которое противоречит Божьей воле. То, за что вас обличает ваша совесть.
  • Нужно иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять прежних грехов.
  • Не нужно смущаться своих грехов и унывать. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.

Важно исповедать всё плохое, что вы вспомнили. Утаивать ничего нельзя. Если за какой-то грех вам особенно стыдно, то называть его нужно в самую первую очередь.

Первая исповедь

Первая исповедь может быть как у ребенка, так и у взрослого. По обычаю, дети начинают исповедоваться с 7-летнего возраста. Взрослый может прийти на исповедь впервые в любом возрасте. Никогда не бывает слишком поздно. Господь всегда, до последней минуты нашей жизни ждет нашего покаяния.

Первая исповедь ребенка

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством.

Дети начинают исповедоваться с семи лет. Задача родителей — настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок сам должен каяться и сам осознавать свои проступки.

Первая исповедь взрослого

Если вы никогда раньше не исповедовались, то необходимо исповедоваться за всю свою жизнь, покаяться во всем, что вы сделали плохого. На первую исповедь лучше не приходить в дни больших церковных праздников, так как тогда в храме очень много людей, и священник не сможет уделить вам много времени.

Лучше всего договориться со священником и прийти тогда, когда у него будет достаточно времени, чтобы он смог принять у вас исповедь не торопясь. 

Несколько советов тем, кто готовится к первой исповеди:

  • Ничего не бойтесь и не смущайтесь. Если вы чего-то в Церкви не знаете или не умеете, это совершенно нормально. 
  • Будьте настойчивы на своем пути к Богу!

Грехи на исповеди

Перечень грехов на исповеди

Существует несколько перечней грехов для исповеди. Можно порекомендовать обратиться к следующим спискам:
“В помощь кающимся” святителя Игнатия Брянчанинова
«Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина

Как называть грехи на исповеди?

Нужно называть только свои грехи, а не грехи ближнего. Главное правило – не надо подробно пересказывать историю совершения греха. Потому что если вы начнете рассказывать историю, то невольно станете оправдывать себя и осуждать других.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Лучше сначала сказать о самых крупных грехах, а потом уже о более мелких. Часто люди пытаются найти точное название своему греху. Лучше называть грех не каким-то старинным словом, а теми словами, которые существуют в современном языке. Главное, чтобы вы точно понимали о чем речь, и чтобы слова шли от сердца.

Что не стоит рассказывать на исповеди?

На исповеди нужно называть всё, что обличает вашу совесть. При этом не нужно подробно описывать плотские грехи, достаточно краткого указания.

Не нужно исповедоваться в грехах, в которых ты каялся прежде, исповедался и получил прощение. Когда ты исповедуешь их снова, то словно ставишь под сомнение силу Таинства исповеди.

Что такое «епитимия»

Когда человек совершает смертный или просто тяжелый грех, священник вправе назначить ему епитимию — духовное упражнение, помогающее искоренить грех и научиться добродетели. Поэтому часто епитимия назначается прямо противоположная греху, который требуется исправить: например, сребролюбивому назначается совершение милостыни и других дел милосердия.

Иногда в качестве епитимии священник отлучает человека от Таинства Причастия.
К епитимье нужно относиться как к воле Божией, не роптать на священника, а исполнять её, воспринимать её как духовное лекарство.

Если вы по каким-то причинам не можете исполнить данную вам епитимью, то нужно обратиться к тому священнику, который вам её назначил.

После исповеди

В конце исповеди священник читает разрешительную молитву. Христианин крестится, целует Крест и Евангелие и берет у священника благословение. 

Если вы готовитесь к Причастию, в этот момент нужно спросить у священника разрешение на Причастие.

Все исповеданные во время исповеди грехи очищаются. Тем не менее, некоторые грехи остаются в памяти и еще могут долго беспокоить душу подобно заживающей ране.

В нашем соборе исповедь совершается ежедневно на вечернем богослужении (начало богослужения в 17.00). Для тех, кто по уважительной причине не мог присутствовать на вечернем богослужении исповедь совершается на утреннем богослужении (время утренних богослужений может меняться, см. в Расписании богослужений).

Свято-Стефановский кафедральный собор