Епископ Усть-Вымский святитель Герман

Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Фотография 1920-х гг.

Святитель ГЕРМАН, епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии Епископ Герман (Ряшенцев Николай Степанович) родился 10 ноября 1874 года в Тамбове в купеческой семье.

В 1900 году окончил Тамбовскую Духовную семинарию. В 1902-1906 годах обучался в Казанской Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. На первом курсе академии принял монашеский постриг с именем Герман, уже на четвертом его рукоположили во иеромонаха.

17 августа 1906 года назначен преподавателем, а 1 декабря 1907 года — инспектором Псковской Духовной семинарии. 30 января 1910 года назначен инспектором, а 22 июня 1912 года — ректором Вифанской Духовной семинарии (г. Сергиев Посад) с возведением в сан архимандрита. В 1917 году назначен ректором Владимирской Духовной семинарии.

17 января 1918 года определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, но хиротония по неизвестным причинам не состоялась. 14(27) сентября 1919 года хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии.

Естественно, революционеры простить ему такую активную религиозную деятельность не могли, и в 1921 году был арестован, но освобожден без права выезда из Москвы.

Поселился в Московском Свято-Даниловском монастыре. В 1922 году вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в июле 1923 года сослан на два года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки 2 августа 1925 года.

И вновь арест. На сей раз 30 ноября 1925 года вместе с большой группой насельников Свято-Даниловского монастыря. Проходил епископ по делу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). 21 мая 1926 года по решению ОСО при Коллегии ОГПУ за КРД (ст. 62, 68 УК РСФСР) сослан на 2 года в Среднюю Азию.

В ссылке проживал в гг. Турткуль и Ходжейли Каракалпакии. По возвращению из ссылки 13 июня 1928 года определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, поскольку 14 декабря 1928 года был арестован и по определению ОСО при Коллегии ОГПУ от 17 мая 1929 года направлен на три года в Соловецкий ЛОН и в 1930 году переведен на положение ссыльного.

В ссылке находился в гг. Кемь, Котлас, Великий Устюг, Усть-Куломском районе Коми АО (13 октября 1931 — февраль 1933 года).

В феврале 1933 года получил разрешение на выезд в город Арзамас Горьковской области, где жил до марта 1934 года, служил в храмах с местным духовенством.

В 1934 году вновь осужден ОСО при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10, 11 УК РСФСР к трем годам ссылки в Северный край. В ссылке проживал в селе Кочпон Сыктывдинского района Коми АССР, где под его духовным руководством сложилась община ссыльных духовенства и мирян (по другим данным находился в ссылке в Усть-Куломском районе, в селе Кочпон поселился после окончания срока ссылки).

Заключения и ссылки воспринимались вл. Германом как странничество. В одном из писем он признавался, что иногда его посещали мысли о тщетной трате лет, проведенных в неволе. Но такие сомнения продолжались недолго. Он писал из ссылки:

«Я верю, что и самое время, и обстановка, и все, с чем приходится встречаться на своем пути, постепенно выправляет то ненужное и вредное, чем заразилась душа в прежнее время, и рано или поздно с нее спадут те цепи, какие наложил на нее грех, небрежение и привязанность к земному».

Сохранив светлый, исполненный христианской надежды взгляд на мир, еп. Герман был твердо убежден, что в годину бедствий совершается дело Божие:

«Происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний… Сейчас все с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиально идейной части вся Им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».

Тяготы ссылки мало тревожили владыку ввиду его постоянной готовности принять за веру страдания и смерть. За пять лет до мученической кончины он написал:

«Многие из нас предназначены, быть может, быть искупительными жертвами, и надо, таким образом, думать более не о том, чтобы получить возможность жить где-либо в городе, а о граде грядущем, где все наше земное со всеми скорбями и невзгодами только путь и дверь».
 
24 февраля 1937 года он был вновь арестован и обвинен в организации из ссыльного и местного духовенства «контрреволюционной группы «Священная дружина».  По делу «Священной дружины» проходили 13 человек, в том числе епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский), игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил Любимов, монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан Васильев-Жуков, иерей Стефан Ермолин.
 
Содержался в тюрьме в Сыктывкаре. 13 сентября 1937 года осужден Тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 сентября 1937 года.
 
Священный Синод Определением от 6 октября 2001 года причислил епископа Германа (Ряшенцева) к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Красоты́ лица́ Бо́жия взыску́я,/ измла́да еди́на небе́сная помышля́я,/ все́ю кре́постию твое́ю возлюби́л еси́ Бо́га,/ и вся́, ели́ка стяжа́л, Дарова́вшему возврати́л еси́ умно́жив,/ последи́ же и себе́ само́го/ ‘яко ж’ертву кр’асную прин’есл ес’и Благод’ателю./ Мол’и Христ’а Б’ога, святи́телю о́тче Ге́рмане,// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 7

К ве́чной Па́схе нетле́ния/ возше́л еси́ на зов Христа́,/ ди́вный па́стырю и пла́менный учи́телю,/ правосла́вия побо́рниче./ Да́льняя изгна́ния и заточе́ния/ му́жески претерпе́л еси́,/ му́ченическим венце́м я́ко со́лнце возсия́л еси́,/ священному́чениче Ге́рмане./ Моли́ Христа́ Бо́га дарова́ти на́м терпе́ние,/ от наве́тов вра́жиих спасти́ся// и поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 5

Хощу́, ре́кл еси́, о́тче на́ш Ге́рмане,/ со Христо́м мои́м бы́ти и Тому́ еди́ному рабо́тати./ Любве́ Влады́чни ничто́же есть сладча́йше./ Прииди́те, лю́дие, принеси́те да́ры Власти́телю душ на́ших/ и вся́каго бла́га Исто́чнику,/ и возра́дуется душа́ ва́ша,/ ни во что́же ско́рби земны́я вменя́ющи./ И нас, чту́щих любо́вию па́мять твою́,// не забу́ди в моли́твах, влады́ко святый.

Ин кондак, глас тот же

Преудобре́н во архиере́ех,/ за ве́ру Христо́ву от богобо́рцев пострада́л еси́,/ муче́ния кро́вию украси́лся еси́./ Ра́дуйся, святи́телю о́тче Ге́рмане,// Це́ркве Ру́сския украше́ние.

 

Использованы материалы сайтов Сыктывкарского Центрального округа и открытой православной энциклопедии Дерево.